Рубрика «Память Победы». Это проект ГТРК Татарстан и Национального музея республики. В выпусках мы рассказываем об экспонатах, которые хранят в себе память тех военных лет. Сегодня детальный рассказ об истории плакатного искусства. Ангелина Морозова продолжит.
В Советское время одним из самых распространенных средств массовой агитации были плакаты. Тогда они выражали волю народа, призывали к действиям, указывали на хорошие и плохие стороны жизни, воспитывали в людях чувство собственного достоинства, патриотизм и любовь к своей стране, своему делу и своему народу. В этом выпуске мы расскажем и покажем плакаты времен Великой Отечественной войны. Тогда плакаты призывали всех бороться с общим врагом — фашизмом.
Яркое отражение советской жизни, общенародного настроения, и духа в искусстве – это не только музыка, проза, поэзия и живопись, это еще и плакаты. Яркие и не очень, серьезные и комичные – все они оказывали значительное влияние на общественное сознание, формировали идеологические установки и человеческие ценности. Изображения на картинах того времени всегда были точны в задумке и понятны каждому – менялись они не по моде, а по историческим событиям. Первые советские плакаты появились во времена революции и гражданской войны.
«С 20-х годов XX века, вот идет такая уже активная, более яркая плакатная живопись с призывами. И вот тут нужно упомянуть, конечно же, имя Дмитрия Орлова, который рисовал, писал под псевдонимом Мор, считающийся родоначальником именно такого советского плакатного искусства. у него такая очень яркая запоминающаяся работа, которую все буквально знают, это «Ты вступил в ряды Красной Армии», то есть призывами вступить в Красную Армию. И плакат – это призыв к чему-либо», — отметил Камиль Купаев – заведующий музейно-образовательным центром «История юстиции»
После, настал период «восстановления» и введения новой идеологии – тогда власть боролась с неграмотностью, прививала здоровый образ жизни и призывала к труду на предприятиях. В истории советских плакатов был и национальный компонент, к примеру в Татарской АССР – плакаты были на 2х языках – русском и татарском.
«Такая же роль, как и всесоюзных плакатов, то есть просто с добавлением национального такого компонента на татарском языке и с образами уже татарской женщины, татарского мужчины. Если мы берем сельское хозяйство, то это то, что выращивалось здесь. И всегда это такие же мотивы и такие же идеи, как и у всей страны», — сказал Камиль Купаев – заведующий музейно-образовательным центром «История юстиции»
На смену мирному времени, приходит Великая Отечественная война. С первых ее дней появляются новые плакаты призывающие встать на спасение и защиту Отчизны. Тут призывы к солдатам и к труженикам тыла. В плакатах появляются новые сюжеты, и цвета – это красный и черный. Где красный олицетворяет единство многонационального советского народа, так как красный это цвет Государственного флага. А мрачный черный цвет показывает глубинную суть врага. Несмотря на новые сюжеты, неизменным в советских плакатах остается одно — ее герои.
«Всегда это люди. То есть некий, ну, сюжетность, она тоже присутствует. И этот призыв у разных художников показывается по-разному. Есть те, которые, ну, допустим, писали контурами, так сказать, и небольшой лозунг присутствует. а есть те, которые добавляли некую сюжетность и уходили в историю», — отметил Камиль Купаев – заведующий музейно-образовательным центром «История юстиции»
Во второй половине войны, в ее переломный момент — когда Красная Армия победила в Сталинградской битве и в битве на Курской дуге. Художники плакатов начали добавлять более яркие краски в свои произведения и новые сюжеты, среди которых есть известные исторические личности. Авторами таких плакатов была супружеская пара – Виктор Иванов и Ольга Бурова.
«Супружеская пара, в которой выпустили огромное количество плакатов, именно совместных. Есть серии, которые представлены у нас, они с отсылками на великих полководцев и исторических персонажей, связанных с победами России. И где в этих плакатах, они яркие, выразительные, присутствуют еще и цитаты. Цитаты либо самих исторических персонажей, как Суворова, и цитаты Сталина, которые говорят о том, что пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков. То есть призывает именно то, что… Ну, все понятно, да, все понятно в этом смысле. Или же такого же рода плакаты, которые представлены здесь. «Били, бьем и будем бить», где представлены в гробах разные завоеватели, которые приходили на территорию России. Так ведь и где уже приготовлен гроб для непосредственно самого Гитлера. И Гитлер сам тоже такой маленький, неказистый, карикатурно обсмеян таким вот образом», — сказал Камиль Купаев – заведующий музейно-образовательным центром «История юстиции»
Сатирические сюжеты на советских плакатах были на протяжении всей войны, но больше всего их стало ближе к ее концу. Когда советская армия добивала и выдворяла врага из страны. Враг в жизни и на картинке художников был жалким и слабым. Карикатурная серия была выпущена и в Татарской АССР под названием «Окна сатиры Татхудождника».
«Это объединение художников, которые работали в Казани, совместно такая их работа. Выпустили они около 170 таких плакатов. Они живые, яркие достаточно и отличаются от тех, которые были в других подобных объединениях. То есть такое же подобное объединение у нас было в Ленинграде. Оно называлось «Боевой карандаш». Боевой карандаш, который в Ленинграде, они отличались. И в Москве «Окна ТАСС». Тоже подобного рода. те, которые писали здесь, они более красочные», — отметил Камиль Купаев – заведующий музейно-образовательным центром «История юстиции»
Самыми яркими и красочными стали плакаты Великой Победы. Их сюжеты о счастье, о радости и о гордости великой страны и ее героического народа, который смог сокрушить врага и освободить весь мир от фашизма.
Будьте в курсе актуальных событий! Вступайте в Telegram-канал Вести Татарстан, подписывайтесь на наш Дзен, группу в ВК и ОК