Содержание:
- Август – месяц щедрого урожая и духовного преображения
- Медовый Спас (14 августа): Сладкое начало Успенского поста
- История и происхождение Медового Спаса
- Семейные традиции и обряды на Медовый Спас
- Народные приметы, связанные с Медовым Спасом
- Яблочный Спас (19 августа): Праздник Преображения и первого урожая
- История и духовный смысл Яблочного Спаса
- Как отмечают Яблочный Спас в семьях
- Приметы и поверья Яблочного Спаса
- Ореховый (Хлебный) Спас (29 августа): Прощание с летом и подготовка к зиме
- История и названия Третьего Спаса
- Семейные обычаи на Ореховый Спас
- Приметы, связанные с урожаем и погодой
- Спасы как отражение русской души
Август – месяц щедрого урожая и духовного преображения
Август в России — это не только последний месяц лета, но и время, богатое на народные и православные праздники, которые тесно переплетаются с крестьянским календарем и вековыми традициями. Именно в августе, когда природа щедро делится своими дарами, отмечается череда праздников, объединенных общим названием — Спасы. Слово «Спас» является сокращением от «Спаситель», и эти дни напрямую связаны с Иисусом Христом. Всего их три: Медовый, Яблочный и Ореховый (или Хлебный). Эти праздники — не просто повод для застолья, а глубоко символичные дни, наполненные духовным смыслом, благодарностью за урожай и подготовкой к наступающей осени. Они объединяют семьи, напоминая о важности совместного труда, заботы о близких и уважения к традициям предков. В эти дни народные обычаи и церковные каноны сливаются воедино, создавая уникальную атмосферу, присущую русской культуре.
Календарь праздников в августе предлагает множество поводов для того, чтобы собраться всей семьей, отвлечься от повседневной суеты и прикоснуться к своим корням. Помимо знаменитых Спасов, в августе отмечаются и другие важные для россиян даты, такие как День Государственного флага или профессиональные праздники, например, День железнодорожника и День Военно-воздушных сил. Однако именно Спасы, с их богатой историей и множеством красивых обрядов, занимают особое место в сердцах людей. Они знаменуют собой плавный переход от лета к осени, от времени цветения к времени сбора плодов. В этой статье мы подробно рассмотрим каждый из трех августовских Спасов, погрузимся в их историю, узнаем о семейных традициях празднования и познакомимся с народными приметами, которые и по сей день не теряют своей актуальности.
Медовый Спас (14 августа): Сладкое начало Успенского поста
Первым в череде августовских торжеств идет Медовый Спас, который отмечается 14 августа. В народе его также называют Первый Спас, Спас на воде или Мокрый Спас. Этот день имеет особое значение как для верующих, так и для тех, кто просто чтит народные традиции. Именно с Медового Спаса начинается строгий, но короткий Успенский пост, который длится две недели и готовит православных к празднику Успения Пресвятой Богородицы. Название «Медовый» связано с тем, что к этому времени пасечники традиционно начинали сбор меда нового урожая. Соты в ульях уже были переполнены, и считалось, что если не собрать мед, то его растаскают соседские пчелы. Поэтому первая качка меда становилась настоящим событием, которое и дало название празднику.
История и происхождение Медового Спаса
Церковное название этого дня — Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. История этого праздника уходит корнями в IX век и связана с обычаем, зародившимся в Константинополе. Август в Византии был самым жарким месяцем, что часто приводило к вспышкам эпидемий. Для борьбы с болезнями из императорского дворца выносили частицу Животворящего Креста, на котором был распят Иисус, и совершали с ней крестные ходы по городу, освящая улицы и водоемы. Считалось, что это помогает остановить распространение хворей. На Руси этот праздник приобрел дополнительные смыслы. Его также связывают с победой князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году, перед которой он молился иконам Спасителя и Богородицы. Название «Спас на воде» или «Мокрый Спас» праздник получил из-за традиции совершать малое водосвятие. В этот день освящали реки, озера и колодцы, а также купались сами и купали домашний скот, веря, что освященная вода смоет грехи, защитит от болезней и сглаза. Это было последнее массовое купание перед наступлением холодов.
Семейные традиции и обряды на Медовый Спас
Главная традиция Медового Спаса, сохранившаяся до наших дней, — это освящение в церкви меда нового сбора. Люди несут в храм баночки со свежим медом, чтобы поблагодарить Бога за урожай. После освящения мед приобретает особую целебную силу. Часть освященного меда было принято оставлять в церкви как пожертвование, а остальным угощали родных, соседей и особенно нуждающихся. Существовала поговорка: «На Первый Спас и нищий медку попробует». Этот обычай подчеркивал важность щедрости и милосердия.
Помимо меда, в этот день освящали также воду и мак. Поэтому праздник иногда называют Маковеем. Хозяйки пекли постные пироги, булочки, пряники и блины с медом и маком. Поскольку праздник выпадает на первый день Успенского поста, угощения были скромными, без мяса и молочных продуктов. Трапеза начиналась с ложки освященного меда, которой запивали тремя глотками святой воды. Считалось, что это принесет здоровье на весь год. Вечером молодежь устраивала гулянья с песнями и хороводами, провожая лето. Девушки собирали букеты-обереги из полевых цветов и трав, которые также освящали в церкви и хранили дома до следующего года для защиты от злых сил.
Народные приметы, связанные с Медовым Спасом
С Медовым Спасом было связано множество примет, по которым судили о погоде и будущем урожае. Считалось, что именно с этого дня начинается поворот на осень. Примечали, что после 14 августа вода в водоемах становится холодной, а птицы начинают готовиться к отлету на юг.
- Если на Медовый Спас идет дождь, то следующий год будет без лесных пожаров.
- Какая погода на Первый Спас, такая будет и на Успение (28 августа).
- Ласточки и стрижи начинают улетать на юг — ночи становятся холоднее.
- Отцветают розы, предвещая скорое наступление холодной росы.
- Большой урожай малины в лесу сулил богатый урожай ржи.

Яблочный Спас (19 августа): Праздник Преображения и первого урожая
Следом за Медовым, 19 августа, наступает Яблочный Спас — один из самых известных и любимых в народе летних праздников. В церковном календаре этот день именуется Преображением Господним и относится к числу двунадесятых, то есть двенадцати главных праздников после Пасхи. Этот день знаменует собой не только сбор первого урожая яблок, но и глубокое духовное событие, напоминающее о преображении человеческой души. В народе Яблочный Спас символизировал проводы лета и встречу осени. Считалось, что с этого дня природа преображается: ночи становятся заметно прохладнее, а листья на деревьях начинают менять свой цвет.
История и духовный смысл Яблочного Спаса
Праздник Преображения Господня установлен в память о евангельском событии, когда Иисус Христос вместе с тремя ближайшими учениками — Петром, Иаковом и Иоанном — поднялся на гору Фавор для молитвы. Там, во время молитвы, Он преобразился перед ними: Его лицо просияло, как солнце, а одежды стали белыми, как свет. Таким образом, Христос явил ученикам Свою божественную славу, чтобы укрепить их веру перед грядущими страданиями. Традиция освящать плоды в этот день имеет глубокий символизм. Как плоды, изначально зеленые и кислые, созревают и наливаются сладостью под лучами солнца, так и душа человека преображается под влиянием веры и божественного света, созревая для вечной жизни. Изначально в этот день освящали виноград, из которого делают вино для таинства Евхаристии. Однако в России, где виноград рос не везде, его заменили яблоки — самый распространенный и любимый фрукт. Так церковный праздник Преображения Господня и народный праздник сбора урожая яблок слились воедино.
Как отмечают Яблочный Спас в семьях
Главный обычай Яблочного Спаса — освящение в храме яблок и других плодов нового урожая: груш, слив, винограда. Существовало строгое поверье, что до этого дня, особенно женщинам, нельзя есть яблоки нового урожая. Считалось, что если женщина, потерявшая ребенка, съест яблоко до Спаса, то ее дитя на том свете не получит райского яблочка. Поэтому все с нетерпением ждали 19 августа, чтобы наконец отведать сочных, освященных плодов. После церковной службы семьи собирались за праздничным столом. Хотя Успенский пост еще продолжался, в этот день делалось послабление: разрешалось есть рыбу и растительное масло. Хозяйки готовили разнообразные блюда из яблок: пекли постные пироги и штрудели, запекали яблоки с медом и орехами, варили варенье и компоты.
Важной частью празднования была щедрость. В этот день было принято угощать яблоками всех — родных, друзей, соседей и особенно бедных и нуждающихся. Существовала поговорка: «На Второй Спас и нищий яблочко съест». Люди верили, что чем щедрее ты поделишься урожаем, тем богаче будет следующий год. Также в этот день было принято поминать усопших родственников, оставляя освященные яблоки на могилах на кладбище. Вечером, на закате, люди выходили в поле, чтобы проводить солнце песнями и хороводами, благодаря его за тепло и свет, которые помогли вырастить урожай.
Приметы и поверья Яблочного Спаса
По погоде на Яблочный Спас судили о предстоящей осени и зиме. Народные наблюдения передавались из поколения в поколение:
- Какой Яблочный Спас, такой и Покров (14 октября). Если день солнечный и ясный, то осень будет сухой, а зима — морозной.
- Если в этот день идет дождь, то осень будет дождливой, а зима — слякотной.
- Сухой день на Спас предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму.
- Если на деревьях много рябины, то осень будет дождливой.
- Считалось, что яблоко, съеденное на Спас с первым укусом, может исполнить заветное желание.

Ореховый (Хлебный) Спас (29 августа): Прощание с летом и подготовка к зиме
Завершает череду августовских праздников урожая Третий Спас, который отмечается 29 августа. У этого праздника много названий: Ореховый, Хлебный, Спас на полотне, Холщовый, Нерукотворный и Холодный. Каждое из этих имен отражает одну из граней этого дня, который знаменует окончание лета, завершение жатвы и активную подготовку к зиме. К этому времени в лесах созревали орехи, что и дало празднику одно из самых популярных названий. А поскольку к концу августа заканчивалась уборка зерновых, его называли Хлебным, в честь первого хлеба, испеченного из муки нового урожая.
История и названия Третьего Спаса
В православной церкви 29 августа отмечается Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа. Согласно преданию, правитель города Эдессы, царь Авгарь, заболел проказой. Услышав о чудесах исцеления, совершаемых Иисусом, он послал к Нему художника с просьбой написать Его портрет. Но художник не смог этого сделать из-за сияния, исходившего от лица Спасителя. Тогда Христос умыл лицо, вытер его полотенцем (убрусом), и на ткани чудесным образом отпечатался Его лик. Этот Нерукотворный образ исцелил царя и стал первой иконой. Праздник был установлен в честь перенесения этой святыни в Константинополь в 944 году. Отсюда и названия — Спас Нерукотворный или Спас на полотне. Название «Холщовый» связано с тем, что в этот день было принято устраивать ярмарки, где активно торговали домоткаными холстами и полотнами. А «Холодным» Спас прозвали потому, что он приходился на конец лета, когда погода становилась заметно прохладнее.
Семейные обычаи на Ореховый Спас
К Третьему Спасу заканчивается Успенский пост, поэтому праздничный стол мог быть уже более разнообразным и сытным. Главным блюдом был свежеиспеченный хлеб из зерна нового урожая, который освящали в церкви. Этот хлеб раздавали всем членам семьи, а также угощали им соседей и нуждающихся. Считалось, что это обеспечит достаток в доме на весь год. Конечно же, на столе обязательно присутствовали орехи. Их добавляли в выпечку, салаты и другие блюда. В этот день начинался массовый сбор лесных орехов. Верили, что орехи, собранные на Спас, обладают особой силой и могут защитить от болезней и порчи. Из орешника делали банные веники, которые, по поверьям, могли излечить любой недуг.
Еще одной важной традицией было освящение колодцев и чистка источников. Люди обходили колодцы крестным ходом, веря, что это защитит воду от замерзания зимой и сохранит ее чистой. Поскольку в большинстве регионов России полевые работы к этому времени подходили к концу, Третий Спас считался своего рода полупраздником, днем отдыха перед началом осенних работ и посевом озимых. Это был день благодарения Господу за дары земли и возможность подготовиться к долгой зиме, сделав необходимые запасы.
Приметы, связанные с урожаем и погодой
Третий Спас был последней точкой отсчета перед наступлением осени, и по нему делали долгосрочные прогнозы:
- Богатый урожай орехов предвещал обильный урожай хлеба в следующем году. Говорили: «Третий Спас хлеба припас».
- Если журавли улетели к Третьему Спасу, то на Покров (14 октября) уже будет морозно.
- Хороший урожай орехов — к морозной зиме.
- Если в этот день пойдет дождь с грозой — осень будет теплой.
- Последние ласточки улетают после Третьего Спаса.
Спасы как отражение русской души
Августовские Спасы — это не просто три праздника в календаре, а целая культурная и духовная эпоха в жизни русского народа. Они гармонично сочетают в себе православную веру и древние земледельческие традиции, напоминая о неразрывной связи человека с природой и Богом. От сладкого Медового Спаса через преображающий Яблочный к запасливому Ореховому — каждый из этих дней учит благодарить за дары, делиться с ближними и готовиться к будущему. Эти праздники наполняют семейную жизнь особым смыслом, объединяя поколения за общим столом и в совместных делах. Собираясь вместе, чтобы испечь медовый пряник, запечь яблоки или испечь первый хлеб из нового зерна, мы не просто следуем старинным обычаям, но и прикасаемся к мудрости наших предков, сохраняя и передавая дальше бесценное культурное наследие России.
Будьте в курсе актуальных событий! Вступайте в Telegram-канал Вести Татарстан, подписывайтесь на наш Дзен, группу в ВК и ОК