Ежегодно 20 августа православные христиане чтят память двух великих святых — мученика Марина Кесарийского и преподобного Пимена Многоболезненного. В народном календаре этот день получил название Маринин день или Марины-Пимены. Он знаменует собой прощание с летом и скорое наступление осени, а также несет в себе глубокий духовный смысл и множество вековых традиций, примет и запретов, которые наши предки свято соблюдали. В 2025 году эта дата выпадает на среду.
Содержание:
- История праздника: день памяти двух святых
- Мученик Марин Кесарийский
- Преподобный Пимен Многоболезненный
- Духовный смысл праздника и связь с народными традициями
- Народные названия и традиции на Марины-Пимены
- Что можно и нужно делать 20 августа
- Главные запреты дня: чего следует избегать
- Народные приметы на погоду и будущее
- Заключение
История праздника: день памяти двух святых
Несмотря на то что святые Марин и Пимен жили в разные эпохи и в разных землях, их память совершается в один день. Это двойное название праздника объединило двух подвижников, которые своей жизнью явили пример непоколебимой веры, стойкости духа и глубокого смирения перед волей Господа. Их истории, хотя и разные, несут один общий посыл о силе веры, способной преодолеть любые страдания.
Мученик Марин Кесарийский
Святой мученик Марин жил в III веке в Кесарии Палестинской. Он происходил из знатной и богатой семьи и занимал высокую должность сотника в римской армии. Во времена правления императоров Валериана и Галлиена христиане подвергались жестоким гонениям. Когда Марину предстояло получить очередное повышение, один из его завистников-язычников донес властям, что тот является христианином и отказывается приносить жертвы идолам. Марина немедленно предали суду. Судья дал ему три часа на размышление, предложив выбор: отречься от Христа и сохранить жизнь и должность, либо принять мученическую смерть. В этот момент к Марину подошел местный епископ Феотекн, который отвел его в церковь. Там он показал воину на лежащие рядом меч и Евангелие и спросил, что он выбирает. Марин, не колеблясь, выбрал Священное Писание. Вернувшись в суд по истечении данного ему времени, он с еще большей ревностью исповедал свою веру во Христа. За это его без промедления приговорили к смертной казни через усекновение главы, что и произошло в 260 году.
Преподобный Пимен Многоболезненный
Преподобный Пимен Печерский, живший в XI веке, является ярким примером совершенно иного подвига. С самого рождения он был очень слабым и болезненным ребенком. Родители, желая исцелить сына, принесли его в знаменитый Киево-Печерский монастырь и стали молиться о его здоровье. Однако сам Пимен, осознавая духовную ценность страданий, молил Господа не об исцелении, а о продлении его болезни и о пострижении в монашество. По преданию, его просьба была услышана: ангелы в образе монахов явились и совершили над ним постриг. Двадцать лет преподобный Пимен провел в тяжелейших недугах, будучи практически прикованным к постели, но переносил все страдания с радостью и благодарностью Богу. За свое великое терпение и смирение он получил от Господа дар исцеления и прозорливости. Незадолго до своей кончины, как и было ему предсказано, он чудесным образом полностью выздоровел, обошел братию, простился со всеми, причастился и мирно отошел к Господу.

Духовный смысл праздника и связь с народными традициями
Объединение в один день памяти таких разных святых несет глубокий богословский смысл. Их жития показывают два пути к святости, две стороны христианского подвига. Подвиг Марина — это пример деятельной, бескомпромиссной веры, готовности открыто противостоять злу и пожертвовать жизнью ради Христа. Это символ мужества и духовной силы перед лицом внешних угроз. Подвиг Пимена, напротив, — это путь внутреннего делания, смиренного и терпеливого принятия страданий, которые он воспринимал как дар Божий. Его жизнь учит, что истинная сила заключается не в физическом здоровье, а в крепости духа и глубокой вере, способной превратить боль в духовную радость. Таким образом, Церковь показывает, что служить Богу можно и в открытом бою с гонителями, и в тихой келье, побеждая собственные немощи.
Эта двойственность нашла отражение и в народных традициях дня. Казалось бы, бытовые обычаи далеки от высоких материй, но на самом деле они являются народным осмыслением христианских добродетелей. Например, традиция помогать нуждающимся и угощать всех малиновыми пирогами — это прямое воплощение заповеди о деятельной любви к ближнему. Преподобный Пимен, сам тяжело страдая, сочувствовал и помогал другим. Так и народ в его день памяти спешил поделиться тем, что имеет, с сиротами, вдовами и больными, проявляя милосердие и сострадание.
Особое почитание аистов также гармонично вплетается в канву праздника. В народной культуре аист — символ новой жизни, чистоты, семейного благополучия и мира. Этот светлый образ птицы, приносящей счастье, перекликается с идеей духовного обновления и чистоты, к которой призывает вера. Строгий запрет на причинение вреда аистам можно рассматривать как метафору бережного отношения ко всему живому, ко всякому Божьему творению, как напоминание о том, что нельзя разрушать мир и благополучие.
Народные названия и традиции на Марины-Пимены
В народе 20 августа прочно закрепились и другие названия, связанные с хозяйственными и природными циклами. Одно из самых известных — «Малинник». К этому дню, как правило, завершался сбор лесной малины, и хозяйки спешили использовать последние ягоды. Поговорка гласила: «Марины — не ищи в лесу малины. Девки лес обойдут, дочиста оберут». Из собранных ягод обязательно пекли пышные пироги, варили варенье и готовили целебные отвары на зиму.
Особой традицией этого дня была благотворительность. Считалось, что добро, сделанное 20 августа, вернется сторицей. Часть свежей выпечки, а также овощи, фрукты и мед непременно относили в церковь для раздачи нищим, помогали сиротам, вдовам и тяжелобольным людям. Угостить нуждающегося малиновым пирогом считалось верным способом привлечь в дом достаток и благополучие.
Еще одно название праздника — «Бабий день». В старину в этот день женщинам запрещалось выполнять тяжелую работу, они могли лишь готовить еду и ухаживать за детьми и животными. Остальное время они посвящали отдыху, посиделкам с подругами, пению песен и гаданиям.
День Марины-Пимены был тесно связан с наблюдением за аистами. Этих птиц считали символами семейного счастья, мира и скорого пополнения в семье. Если аисты готовились к отлету на юг, это означало, что осень придет рано и будет холодной. Чтобы привлечь в дом удачу, для аистов обустраивали гнезда, часто прямо на крышах домов, веря, что если птицы поселятся там, то семью ждет счастье и процветание.

Что можно и нужно делать 20 августа
Чтобы провести этот день правильно и в гармонии с народными традициями, следовало придерживаться определенных правил. Помимо завершения сбора малины и выпечки пирогов, этот день считался благоприятным для множества других дел:
- Проявлять милосердие. Помощь ближним была ключевой традицией дня. Важно было не отказывать в просьбах, подавать милостыню, угощать соседей и незнакомцев. Считалось, что любая проявленная доброта вернется в тройном размере.
- Укреплять семейные узы. Супругам рекомендовалось провести этот день вместе, проявляя заботу и внимание друг к другу. Это, по поверьям, помогало укрепить брак и избежать ссор в будущем.
- Заботиться о здоровье. Посещение бани в Маринин день считалось особенно полезным для укрепления здоровья перед наступающей осенью. Также это время считалось благоприятным для сбора целебных трав, которые, как верили, обретали особую силу.
- Соблюдать пост. 20 августа всегда приходится на Успенский пост, который является одним из самых строгих. В этот день верующим предписывается воздержание от мяса, рыбы, яиц и молочных продуктов.
Главные запреты дня: чего следует избегать
Наряду с предписаниями существовал и ряд строгих запретов, нарушение которых, по поверьям, могло навлечь беду и несчастье на всю семью. Наши предки верили, что в этот день нужно быть особенно осторожными.
Прежде всего, категорически запрещалось обижать аистов. Нельзя было кричать на них, прогонять или, тем более, бросать в них камни. Считалось, что обиженная птица может наказать семью, лишив ее потомства, или навлечь на дом пожар и другие беды.
Еще один важный запрет касался семейной жизни: нельзя было менять постельное белье на супружеской кровати. Наши предки верили, что это может привести к серьезным ссорам, разладу и даже изменам.
Не следовало выходить из дома после захода солнца без крайней необходимости. Считалось, что в это время на землю выходит нечистая сила, которая может навредить человеку, наслав на него болезнь или несчастье.
В этот день избегали принятия скоропалительных и важных решений, особенно касающихся финансов или работы. Считалось, что велик риск совершить ошибку или стать жертвой обмана. Не стоило просить о повышении зарплаты или начинать новые проекты. Также день считался крайне неблагоприятным для свадеб — такой брак, по поверьям, будет недолгим и несчастливым.
Народные приметы на погоду и будущее
Наблюдения за природой 20 августа помогали крестьянам предсказывать погоду на ближайшие дни и даже на всю осень. Множество примет дошло и до наших дней:
- Если аисты уже собираются в стаи и готовятся к отлету — осень будет ранней и холодной.
- Утренний туман, который быстро рассеивается после восхода солнца, предвещает ясную и теплую погоду.
- Алый рассвет или радуга в утреннем небе — к дождю. Если же радуга появилась вечером — следующий день будет солнечным.
- Если пауки прячутся и не видно их паутины — скоро погода испортится, поднимется сильный ветер.
- Петухи с утра громко и дружно поют — к жаркому дню.
- Пенистая вода в реке предвещает дождь на следующий день.
- Увидеть аиста, парящего в небе, считалось добрым знаком, сулящим счастье, здоровье, а для молодой девушки — скорую свадьбу.
Заключение
Маринин день 20 августа — это уникальное переплетение православных традиций и народной мудрости. Он напоминает нам о важности стойкости веры, смирения и терпения на примере святых Марина и Пимена. Одновременно этот день учит нас быть внимательными к окружающему миру, чтить природу, проявлять доброту и милосердие к ближним. Соблюдение традиций и запретов этого дня для наших предков было не просто суеверием, а способом жить в гармонии с собой, своей семьей и природой, привлекая в свой дом мир, счастье и благополучие.