В Казани проходит вторая международно-практическая конференция «Культурное сотрудничество со странами Востока и Азии: современное состояние и перспективы развития». Событие объединило ученых- исследователей из разных городов России и стран Ближнего зарубежья. Какие подходы внедряют чтобы детально изучить наследие тюркских народов знает Анастасия Аксенова.
Перед началом конференции холл украшен национальным колоритом: украшения, элементы одежды и на каждом отличительная черта – орнамент.
Здесь представлена коллекция костюмов. Это переосмысление исторических нарядов, и чтобы создать один из костюмов дизайнеры кропотливо изучают научные работы: результаты этнографических экспедиций. Ведь у каждого народа свой орнамент и у каждого орнамента свое значение. В подтверждение этому здесь есть и панно, на котором изображены орнаменты народов Поволжья.
Каждый предмет экспозиции – на стыке истории, искусства и науки. Русский и татарский народные костюмы в современном фасоне, но неизменна история и корни. Каждый шов – уникален.
«Здесь мы видим элементы Казанского шва, который был утерян – «казанское кружево». Наши студенты восстановили и демонстрируют на площадках, на этно-показах. Как за рубежом, так и на территории Российской Федерации. Недавно демонстрировали Валентине Матвиенко, и она остановилась на нашем костюме, потому что это и есть этно-код, это и есть уникальность», — поделилась ректор Казанского государственного института культуры Роза Ахмадиева.
И чтобы ее сохранить и приумножить на базе Института культуры работает Центр прототипирования.
«Культура и образование это две сферы, которые всегда идут параллельно. Иногда они спорят, дискутируют, но всегда приходят к консенсусу. В результате обменов между культурой и образованием рождаются уникальные продукты – открытие центров прототипирования», — рассказала проректор по творческой и научной деятельности Самарского государственного института культуры Анна Арюткина.
И это один из возможных путей сохранения идентичности. О научных подходах говорили на пленарном заседании международно-практической конференции. Академия наук Республики Татарстан вот уже второй раз становится площадкой научного сотрудничества.
«Это четвертый фестиваль, и он вышел на такой масштаб. Все это говорит о том, что это одно из событий, которое позволяет показать силу и мощь нашей Республики, силу и мощь нашей России. Один из показателей мероприятия – участие послов и ведущих лидеров Исламских стран. Все это говорит о том, что Республике интересно выстраивать взаимоотношения», — прокомментировал президент Академии наук Республики Татарстан Рифкат Минниханов.
«Конференция, которая проходит в рамках фестиваля создаёт совершенно новые научно-культурные явления, совершенно новый феномен, который наряду с изучением общих проблем взаимоотношений России со странами Востока и Азии, наверное, смог бы стать объектом научных исследований и сам фестиваль, и сам этот форум», — сообщил директор общественного фонда татарской культуры Республики Татарстан им. Рашита Вагапова Рифат Фаттахов.
Один из объектов научного исследования – архитектура. На стенде представлены 40 проектов их создали по типичным образцам, которые появились по итогам изучения более двухсот городов и сел. Все, чтобы запечатлеть богатство и разнообразие форм и стилей в татарском зодчестве.
«Есть общие особенности татарского дома и в тоже время отличительные региональные особенности. Татары, куда бы не ездили, где бы не жили – они конечно всегда украшают свой дом. В первую очередь, полихромная раскраска, а любимые цвета – синий, зеленый, желтый и белый. И много орнаментального узора, в первую очередь цветочные и растительные узоры, геометрические узоры», — рассказала заведующая Центром искусствоведения ИЯЛИ имени Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан Рауза Султанова.
А узоры творческие можно будет в скором времени увидеть на театральной сцене. Пока студенты из Узбекистана еще учатся в Институте культуры на театральных режиссеров, но уже точно знают, как единой культурной нитью соединить свою родину и нашу Республику.
«У нас языки очень похожи, религии, плюс в традициях есть схожие места. Мне очень интересно, татарская культура, татарская драматургия. Есть планы остаться здесь и объединить две культуры», — поделился студент магистратуры Казанского государственного института культуры Асланбек Абдихалилов.
Это планы творческого сотрудничества, а взаимодействие научное между Татарстаном и Казахстаном будет только усиливаться: Казанский государственный институт культуры и Казахский национальный университет подписали соглашение о сотрудничестве.
После пленарного заседания, ученые начали работу по пяти профильным секциям, в том числе обсудили вопросы книгоиздания.
«Каждый народ действует с позиции сохранения идентичности и поэтому в любом деле, каждый народ, на каждом этапе развития периодической печати и этапах развития в области книгоиздания – всегда отталкивался от этих позиций, — сообщила директор Института татарской энциклопедии и регионоведения им. М. Хасанова Академии наук Республики Татарстан Эльмира Галимова.
«Моя тема посвящена истории чувашской книги, этим мало кто занимается и, хотя бы, в этом плане это очень интересная проблема. Но опять-таки, эта история – самая настоящая. До 1917 года, до октябрьских событий. А вот тот этап, который начинается с советского периода и продолжается по настоящее время пока еще не исследован», -сказал заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Чувашского государственного института культуры и искусств Эдуард Фомин.
Секции продолжат свою работу и сегодня. В программе конференции обсуждение вопросов культурного наследия.
Будьте в курсе актуальных событий! Вступайте в Telegram-канал Вести Татарстан, подписывайтесь на наш Дзен, группу в ВК и ОК










