Более пятисот преступлений в сфере IT технологий сейчас на контроле у Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, 90% из которых — цифровое мошенничество — данные озвучили на неделе на брифинге Управления уголовного розыска. Как правило, преступные абоненты вступают в контакт по телефону или в социальных сетях, представляются сотрудниками спецслужб и выманивают накопленное. Система по отъему денег у населения уже выстроена. Как противодействовать ей? И почему несмотря на предостережения татарстанцы не всегда бдительны? Инна Данилова с подробностями.
Долго искать тех, кто хотя бы раз в жизни сталкивался с уловками мошенников, не пришлось. Все эти истории записаны на одной автобусной остановке буквально за пять минут.
«Мне позвонили и сказали, что на меня оформлена доставка цветов на дом. Назвали мое фио. Сказали, что не могут ответить, от кого- это анонимно. И надо подтвердить доставку, назвав код из сообщения. Отключилась. И заблокировала номер»,- говорит студентка Полина Выломова.
«Обычно присылают какие-то странные сообщения с ссылками, по которым лучше не переходить. Есть мошенники, и я уже привыкла к такому. И уже не перехожу по всяким ссылкам, которые мне кидают»,- говорит студентка Алиса Исламова.
Не пошла на поводу у мошенников и пенсионерка Наиля Шакирова, когда ей сообщили, что срок действия ее телефонного номера истек. И предложили помощь в его продлении.
«Вот сейчас номер придет на телефон, скажите, какой номер пришел. Но я позвонила сыну, он сказал: это мошенники»,- говорит пенсионерка Наиля Шакирова.
«Часто говорят, что в банке что-то случилось. Вам там что-то надо сделать. Я тоже не реагирую: я говорю, я сейчас схожу в банк и всё узнаю»,- говорит пенсионерка Александра Маклакова.
Получая отпор, мошенники стараются придумать более изощренные схемы обмана.
В период ежегодной уплаты налогов, например, к 1 декабря. Или в моменты очередных повышений пенсий пожилым гражданам мошенники начинают представлятся сотрудниками налоговой службы или представителями пенсионного фонда. Нередко заранее зная имена, фамилии и другие персональные данные людей- что и вводит их в заблуждение.
А в случае с Раилем Валеев, который лишился миллиона восемьсот тысяч рублей, ныне подследственный Евгений Маркин пообещал ему солидную прибыль в строительном бизнесе.
«Оказалось, что строительной фирмы никакой нет- фирма — однодневка. Меня оформил директором. В итоге прихожу в офис. А там никакого офиса никогда не было. Просто фиктивно было зарегистрировано»,- говорит Раиль Валеев.
И таких потерпевших, как Раиль Валеев, несколько. Более 10 млн. рублей, как следует из материалов уголовного дела, лишилась жительница Чистополя, которая тоже поверила в красноречие Маркина.
«Там не 10 млн. Это дезинформация. На самом деле, там 5,5 млн. И это мой бизнес-партнер. Мы в нормальных отношениях.Я не преступник, я горе-бизнесмен»,- утверждает Евгений Маркин.
Однако разжалобить суд не удалось. И ближайшие месяцы подозреваемый в мошенничестве в особо крупном размере Маркин проведет под арестом, в СИЗО. В следственном изоляторе и фигуранты самых громких уголовных дел о мошенничестве. Речь об организованных преступных сообществах, которые способствовали сбору и передаче денег для нужд армии Украины. Схема была проста. Сотрудники украиснских колл-центров вымогали деньги у доверчивых бабушек и дедушек. А члены татарскнских ОПС искали так называемых дропперов. Это люди, которые за вознаграждение оформляли на себя карты для украинских мошенников, к которым стекались деньги обманутых пенсионеров.
«Они с этого зарабатывают до 20 процентов, организуя и всячески содействуя переводу этих денежных средств обманутых наших граждан в криптовалюту и отравке их на Украину. Они получат заслуженное наказание. Мы считаем, зарабатывать на этом, даже по их понятиям, это очень некрасиво, мягко говоря. В наше время, когда сейчас воюем, защищаем Родину. А наши же граждане подло зарабатывают на наших дедушках, бабушках, наших гражданах. Будем всегда с этим бороться»,- говорит начальник Управления уголовного розыска МВД по Республике Татарстан Рифат Катипов.
По первому уголовному делу привлечены 23 члена преступного сообщества, по второму-10. Но в МВД уверены: фигурантов будет больше. Причем ущерб только по второму уголовному делу — 132 миллиона рублей. При этом в целом на контроле полиции сейчас порядка пятисот преступлений в IT-сфере. И 90 процентов из них — это мошенничества с участием колл-центров с преступными намерениями
Будьте в курсе актуальных событий! Вступайте в Telegram-канал Вести Татарстан, подписывайтесь на наш Дзен, группу в ВК и ОК










