Транспортная проблема вышла на перепутье. Поменять принцип оплаты за междугородние перевозки предложили в госсовете Татарстана, но Минтранспорта видят другой путь. Сложности с автобусами до столицы или районного центра мы освещали неоднократно, обратились сегодня к нам и жители Дрожжановского района, там нет автобусов в Казань и даже прошли судебные тяжбы, где суд встал на сторону жителей, но ситуация осталась неизменной. О новых вариантах решения проблемы и ситуации с транспортом в других районах Татарстана репортаж Максима Бахарева.
Ильмир Якупов родился и вырос в селе Старое Дрожжаное. После получения инвалидности он вынужден каждый месяц ездить на лечение в Казань. Но уже полтора года автобусы не ходят.
«Обязательно нужен автобус. Для инвалидов, для льготной категории граждан, ветеранов. Автобус раньше, когда от нас выезжал в Казань, был полностью набит жителями», — сказал Ильмир Якупов.
В ноябре 2023 года из Дрожжановского района ушел последний автобус. Причина — нерентабельность. По крайней мере, так нам объяснили местные власти. Но жители, что тогда, что сейчас, с таким доводом не согласны. По их словам, автобус каждый день уезжал битком.
«В будний день всегда загрузка будет меньше, а в выходные загрузка у нас всегда была полной. Я сколько раз отправлял родственников из Казани и сколько раз встречал, всегда была максимальная загрузка», — отметил один из жителей района.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Татарстана неоднократно проводило конкурс на поиск перевозчика, но заявок не было. Тогда в Минтрансе пассажирам предложили объединиться и ездить с попутчиками.
«Жалобы такие действительно есть, особенно из маленьких населенных пунктов: „Не ходят автобусы, как в советское время“. К сожалению, пускать автобусы там, где они будут ездить бесплатно, субсидировать такие маршруты тоже не вариант. В нашу эпоху цифровизации, когда у всех есть телефоны, можно организовать чаты типа „Попутчик“ и всех жителей маленьких населенных пунктов включить туда», — предложила заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Лилия Сафиуллина.
Водители, зарабатывающие на попутчиках, в Дрожжановском районе есть. Жители координируются с ними в социальных сетях и беседах в мессенджерах. Но у такого варианта много недостатков, говорят дрожжановцы.
«Если, например, срочно нужно попасть в больницу, а потом обратно вернуться, то этот вариант через попутчика нереален. Попутчики же льготы никакие не предоставляют, а у нас в основном автобусом пользовались льготники. У людей уходит минимум 3-5 тысяч рублей, чтобы съездить туда-обратно», — подметил житель района.
Попутчиков обычно забирают с этой стоянки. И бронировать места в социальных сетях нужно, как правило, за 2-3 дня. Желающих немало. Стоимость поездки в среднем составляет 1100 рублей.
Дрожжановский район не единственный, где существует проблема с общественным транспортом. Нет перевозчиков в Елабуге, Бугульме и Лениногорском районе. Тему подняли на заседании комитета ЖКХ в Госсовете Татарстана. Один из вариантов — заключить с перевозчиками так называемый брутто-контракт и производить почасовую оплату водителям.
«Вы упомянули брутто-контракт, вы считаете, что это решение всех проблем?», — задалась вопросом заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Лилия Сафиуллина.
«100%. Почему в 6 вечера все водители завозят автобусы в гаражи и не возят пассажиров? Потому что пассажиров становится мало, и им становится невыгодно. Поэтому, как показывает практика, это 100% решение вопроса», — ответил депутат Государственного Совета Республики Татарстан Руслан Юсупов.
«А вы понимаете, как это будет для бюджета республики?», — задала риторический вопрос заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Лилия Сафиуллина.
Есть примеры решения проблемы — вернули автобусы в Бирюлях и в Пестрецах. Но в большинстве районов подвижек нет. В Дрожжановском районе прокуратура подала иск в суд с требованием обеспечить регулярные перевозки.
«Решение на данный момент не принято. У нас ситуация не поменялась, позиция прокуратуры не поменялась, мы свой иск поддерживаем в полном объеме. Это проблема насущная. Мы в контакте с местными жителями, у нас общая позиция», — заверил прокурор Дрожжановского района Олег Гайнетдинов.
Ближайшее заседание назначено на 17 апреля.
Будьте в курсе актуальных событий! Вступайте в Telegram-канал Вести Татарстан, подписывайтесь на наш Дзен, группу в ВК и ОК










