Газификация республики растёт. Речь не о бытовом газе, внедрением которого республика прославилась ещё много лет назад. Речь о топливе. На этой неделе Газпром запустил в районах новые заправочные станции. В Зеленодольске, Бугульме и Нижнекамске появилась альтернативная возможность заправить автомобиль. Объёмы таковы, что на каждом пункте можно заправить до 600 машин в стуки. Впрочем, не только авто сажают на газ. В рамках этой поездки председатель совета директоров компании Виктор Зубков провёл совещание на судостроительном заводе.
Зиля Гарипова, Рафкат Зиатдинов
30 лет водительского стажа. Вячеслав Сармаков ездит по всей стране – и последние годы все его рабочие автомобили – только на природном газе.
ВЯЧЕСЛАВ САРМАКОВ, ВОДИТЕЛЬ
— Здесь 8 баллонов – по 100 литров каждый. Чем на дизельном Камазе, я на этой, так как водитель сказать, и быстрее еду и лучше тянется. И мощности прибавляется — вот что у водителя самый основной вопрос.
В его маршрутах — города вплоть до Владивостока. Но туда на этом автомобиле уже не доедешь – не хватает газозаправок. Да и в Поволжье приходится рассчитывать топливо на каждый километр. Вячеслав Сармаков говорит – было бы больше АГНКС, давно бы и свою машину перевел на природный газ.
В Татарстане скоро так и будет. Республика стала первым регионом страны, где было решено развивать не только компримированный природный газ – его как раз используют для автомобилей – но и газ сжиженный. Им в перспективе можно будет заправлять водный и железнодорожный транспорт.
РУСТАМ МИННИХАНОВ, ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
— У нас есть большая программа по СПГ. Ведь мы хотим не только сжатым газом, но и расширить доступ природного газа в виде СПГ уже в сельское хозяйство, строительный комплекс, Жилищно-коммунальную технику.
Ни одной заправки для такого вида транспорта в стране пока нет. Стартом внедрения так называемых криоАЗС должен стать проект Камаза. Сам комплекс по сжижению газа построят в Чистополе. А оборудование по плану появится на маршруте Магнитогорск — Набережные Челны.
ВИКТОР ЗУБКОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ ПАО «ГАЗПРОМ»
— Три года назад мы начали эту программу, и я тогда подумал: какая республика, регион самый продвинутый, с кем можно было бы это дело не провалить? И я посчитал, что Республика Татарстан — это тот регион, где-то, что задумано, обязательно будет исполнено.
До этого дня в Татарстане работало 10 заправок на природном газе. Теперь – сразу на три больше. Заправиться на АГНКС можно уже и в Зеленодольске, Бугульме и Нижнекамске. К 2018 году
число станций удвоится. То есть заправки на природном газе будут в каждом крупном городе республики.
Одновременно с вводом в эксплуатацию стационарных заправок впервые республике появятся и мобильные. Вот один из них – он сможет доставить заветное топливо в любой уголок республики. То есть на заправочную станцию ездить не придется – она сама приедет к вам.
В сутки новые заправки смогут принимать до шестисот автомобилей, а в год будут потреблять около 8 миллионов кубов голубого топлива.
В Нижнекамске на сегодня газомоторным оборудованием оснащено более сотни автобусов.
А в том же Зеленодольске многие предприятия заранее перешли на газ – работать с ним выгоднее.
Экологи утверждают – 70 процентов загрязнения окружающей среды в Татарстане приходится на транспорт. В Москве и Санкт-Петербурге это число доходит до 90 процентов. В этом преимущество компримированного природного газа – он не портит окружающую среду. И намного более выгоден – дешевле в два, а то и в три раза.
Пока АГНКС в республике работают в убыток. Но это, вероятно, лишь вопрос времени и количества таких заправок по стране. Всего в России к 2020 году «Газпром газомоторное топливо» планирует построить до 500 газозаправочных станций. Вложат порядка 80 миллиардов рублей.
На уровне правительства страны будут обсуждать и цены самих авто с оборудованием для природного газа – пока они стоят дороже обычных – в планах это изменить.