Хрупкие женщины, которых всегда носят на руках. В Казани открылась выставка фарфоровых красавиц. Частная коллекция собрана из представительниц всей страны — от Дальнего Востока до Центральной России. Каждая особенная. Екатерина Сударева убедилась в этом.
Богатая горожанка из Казани, крестьянка из Центральной России и даже охотница с Дальнего Севера. Каждая фарфоровая кукла уникальна — со своим выражением лица, цветом волос, прической и, конечно, нарядом. Эскизы костюмов готовили специалисты краеведческих музеев России, среди которых костюмеры Института этнологии и антропологии Миклухо-Маклая, музей кукол Санкт-Петербурга и Национальный музей Татарстана.
При создании учитывались не только общий вид, но и детали. Например, девушки Севера и Дальнего Востока носили костюмы из кожи, меха и даже рыбьей чешуи, а в центральной России шили платья из льна и хлопка.
Коллекционер Эльвира Низамутдинова собирала эту коллекцию несколько лет, экспонаты покупала в специализированных магазинах. Фарфоровые куклы – очень хрупкие. Самое сложное – это перевозка. Доставляли экспонаты в музей в отдельных коробках, на руках, буквально на весу. Во время одной из таких перевозок у нескольких статуэток треснули щиколотки ног. Пришлось приклеивать намертво к подставкам, так что теперь хрупкие красавицы могут находиться только в одной позе — стоя. Но еще более тонкое занятие – уход за куклами. Тонкий фарфор требует нежного отношения.
Эльвира Низамутдинова, коллекционер
— Это фарфор другого качества, не тот, который был раньше. Он выцветает, поэтому хранится в коробках.
Особого ухода требуют и украшения фарфоровых кукол. На некоторых – бусы или серьги, точная копия тех, что носили девушки в 19 веке. Это, конечно, не драгоценные камни, но за ними ухаживают и берегут от пыли, как настоящие сокровища.