В преддверии сезонных распродаж — так называемой черной пятницы — на платформах онлайн-магазинов наблюдается рост кибермошенничества. Приманка — дешевые товары, покупка которых ведет на фишинговые сайты. О том, как не попасться на уловки аферистов, расскажет Арина Тыринова.
Диван за пять тысяч, чехлы в салон автомобиля за полторы и другие товары с маркетплейсов почти даром. В преддверии сезонных скидок покупатели онлайн-магазинов торопятся сразу оформить заказ. Однако сэкономить не получится — действуют мошенники.
Традиционно заманивают высокими скидками — почти 90 процентов. Обмануть могут в любой момент, например, при переходе на фиктивную страницу оплаты. Или поздравят с выигрышем и попросят комиссию за доставку.
И это не единственные схемы обмана. Здесь же поддельные интернет-магазины крупных брендов и звонки от курьеров, которые требуют код из смс-сообщения. На такую уловку чуть не попалась Анастасия Кузьмина. Маркетплейсами пользуется более пяти лет. Последняя покупка чуть не обернулась потерей денег, а вот подруге повезло меньше.
«Моей подруге стали настойчиво звонить, она очень сильно разнервничалась и сообщила код. У меня лично таких ситуаций не было, стараюсь не переходить по ссылкам и не снимать звонки с незнакомых номеров», — отметила Анастасия Кузьмина, покупатель.
В надежде на помощь обращаются в пункты выдачи заказов. Однако сотрудники разводят руками.
«Часто были покупатели, которые приходят и говорят, что им на почту пришло уведомление о том, что им пришел заказ, хотя они ничего не оформляли. В таких сообщениях всегда просят перейти по ссылке», — сказал сотрудник пункта выдачи заказов.
11 обращений сейчас в работе республиканского объединения потребителей.
«Если вы столкнулись с тем, что заказали несуществующий товар, то найти злоумышленников возможно, но процесс будет не быстрым. Все следы этих сайтов остаются на просторах интернета, вычислить пользователя можно. Следует обратиться в государственные органы по защите прав потребителей, а после в органы МВД, которые примут заявление о мошенничестве. Главное — сохранять спокойствие», — отметила Юлия Нигматуллина, председатель Регионального отделения Объединения потребителей России в Республике Татарстан.
Отличить фишинговую платформу от реального интернет-магазина не просто. Обычно ошибка кроется в адресе сайта. Сейчас маркетплейсы всячески стараются обезопасить своих покупателей — усиливают мониторинг, оперативно выявляют и блокируют фишинговые сайты.
«С начала года мы заблокировали более трех тысяч подобных сайтов. Помимо этого, наш маркетплейс занимается просветительской деятельностью. Мы выпускаем материалы о том, как не попасться на удочку злоумышленников. Также запустили гид, как бороться с мошенниками», — отметил Дмитрий Борщевский, представитель маркетплейса.
Пользователям маркетплейсов рекомендуют не переходить по сторонним ссылкам, проверять информацию о скидках на официальных сайтах продавцов и оплачивать заказы через проверенные приложения.
Будьте в курсе актуальных событий! Вступайте в Telegram-канал Вести Татарстан, подписывайтесь на наш Дзен, группу в ВК и ОК










